<
Заглавная страница
История
- Происхождение инков и основание Куско
- Жизнь и деяния Синчи Рока
- Льоке Йупанки, третий Инка
- Майта Капак, или рождение народа
- История революции
Фотогалерея
- Культура
- Архитектура
Визитная карточка
Расписание
Презентация
Буклет
Методическое пособие
Практикум
Критерии оценивания
Скринкаст
Тест



Жизнь и деяния Синчи Рока
Известные современной науке источники исторической информации до сих пор дают смутное и разрозненное представление о государстве инков в целом и особенно о раннем периоде его возникновения и развития. В своих статьях мы будем опираться в первую очередь на данные, оставленные испанскими и национальными хронистами в период, наименее отдаленный от времени конкисты и существования инкского государства, как такового.
Согласно другой инкской этногонической версии, первопредки (братья-айары) вышли из горной пещеры Пакаритампу (Пакаритамбо).

На престоле новообразованного государства Инку Манко Капака сменил его сын Синчи Рока. О втором Инке истории известно не много. Гарсиласо утверждает, что «[его] собственным именем было Рока (р произносится, как простое); на всеобщем языке Перу оно ничего не означает; на особом языке инков оно должно было что-то [означать], хотя я не знаю что». Блас Валера говорит, что рока означает зрелый и благоразумный князь, однако не сообщает, на каком языке это сказано. Синчи, по его же утверждению, является прилагательным, оно означает храбрый, «потому что он был [человеком] отважной души и ог-ромной силы, хотя и не использовал [эти качества] на войне, ибо он ни с кем не воевал. Но в борьбе, беге и прыжках, в метании камня и копья и в любом другом силовом упражнении он не имел себе равных среди всех [людей] своего времени».1
Синчи Рока, торжественно исполнив церемонию похорон своего отца и приняв корону королевства (разноцветную тесьму льяуту), решил еще более увеличить свое царство, для чего со-звал самых главных курак, и в торжественном разговоре сообщил им о заветах своего отца об обращении индейцев к познанию и поклонению Солнцу, и что во исполнение его он предлагает отправиться созывать и объединять соседние народы.
Двинувшись в путь, инка направился в сопровождении своих людей в Кольасуйу, расположенном на юге от города Куско. Индейцы из народов пучина и чанчи, покоренные лишь силой доброго слова, добровольно приняли вассальную за-висимость и господство инки и поклонение Солнцу. В целом на протяже-нии тех лет, которые прожил Синчи Рока, указанным путем (без оружия и иных усилий) он значительно расширил границы в этом направлении, вплоть до селения Чункара. Во всех селениях он применял ту же тактику по отношению к коренному населению, что и его отец в покоренных им землях, а именно: «…культивировал их земли и души для моральной и естествен-ной жизни, уговаривая их оставить своих идолов и дурные привычки, которые они имели, и чтобы они поклонялись бы Солнцу, соблюдали бы законы и заветы, которые оно открыло и объявило инке Манко Капаку. Индейцы покорились ему и выполнили все, что он им приказал, и жили они весьма довольные новым правлением инки Синчи Рока, который, по-дражая своему отцу, многими дарами и любовью сделал все, что мог, ради их блага».
Другие авторы говорят о том, что Синчи Рока прошел намного дальше вперед местечка Чункара и завоевал многие другие селения и народы, которые расположены вдоль дороги Умасуйу вплоть до селения, называющегося Пукара. Слово «пукара» оз-начает крепость; как говорит Гарсиласо, Синчи Рока приказал ее построить для того, чтобы она стала пограничной заставой той местности, которую он завоевал; и что он завоевал остальные селения, ко-торые находятся между Кальавайа и королевской дорогой из Умасуйу. «…И, поскольку они захватили их без войны, мало что можно сказать о той конкисте, кроме того, что она длилась долгие годы, хотя точно неизвестно сколько, и сколько царствовал инка Синчи Рока: они хотят сказать, [что] этих лет было тридцать. Он употребил их как хоро-ший садовник, который, посадив одно растение, возделывает его всеми необходимыми способами, чтобы оно дало ожидаемый плод. Так поступил этот инка, проявив всяческую заботу и усердие, и он увидел и насла-дился в великом мире и спокойствии плодом своего труда, ибо вассалы стали очень преданны ему и благодарны за благодеяния, которые при-несли им его законы и правила».
Прожив долгие годы в спокойствии и процветании, инка Синчи Рока скончался, говоря, что он уходит отдохнуть со своим отцом Солнцем от трудов, которые он употребил на приведение людей к его познанию, и оставив наследником Льоке Йупанки, своего закон-ного сына от своей законной жены и сестры Мама Коры.
© Вотяков А., Терянова А., Шулимов Р. (ПИ-401(2008-09 уч.гг.))