Заглавная страница
История
- Происхождение инков и основание Куско
- Жизнь и деяния Синчи Рока
- Льоке Йупанки, третий Инка
- Майта Капак, или рождение народа
- История революции
Фотогалерея
- Культура
- Архитектура
Визитная карточка
Расписание
Презентация
Буклет
Методическое пособие
Практикум
Критерии оценивания
Скринкаст
Тест



Льоке Йупанки, третий Инка
Инка Льоке Йупанки был третьим правителем инкского государства. Его собственным именем было Льоке, что означает левый; из-за ошибки, которую допу-стили его учителя, воспитывавшие его, он стал левшой, и это имя сделалось его собственным. Имя Йупанки же было присвоено ему за его до-стоинства и подвиги.

В течение своей жизни второй Инка совершил несколько завоеваний, которые остались в памяти соотечественников в качестве легенд.
Приняв власть в своем королевстве и лично посетив его, инка Льоке Йупанки предложил расширить его границы, для чего приказал под-нять шесть или семь тысяч воинов, чтобы идти на покорение с большей силой и авторитетом, чем его предшественники, т.к. ему показалось, что не всех следует покорять просьбами и убеждением, а что оружие и сила должны выполнить свою долю завоеваний, по крайней мере, против твердых и упорных в сопротивлении. Назначив двух своих дядей мастерами боя и выбрав других родственников капи-танами и советниками, и, оставив дорогу на Умасуйу, которая вела его отца к его завоеваниям, он направился к Оркосуйу. Эти две дороги рас-ходятся в Чункара и проходят по округу Кольасуйу, обнимая огромную лагуну Титикака.
Первым делом Льоке Йупанки вошел в большую провинцию, называемую Канна, и направил к местным жите-лям посланников с требованием покорности и послушания и служения сыну Солнца, которые канцы, после недолгих раздумий, приняли и отдали себя в послушные вассалы. Инка, оставив им министров для обучения, пошел дальше вплоть до селения и народа, называвшихся Айавири. Местные жители были столь суровы и мятежны, что не воспринимали ни угово-ров, ни обещаний, ни примера других покоренных индейцев; все они упрямо предпочитали погибнуть, защищая свою свободу, в противопо-ложность тому, что до этого случалось с инками. И так они вышли сра-жаться с ними и заставили инков взять ору-жие. Они долго сражались, но после длинной осады и прибытия подкрепления инков Айавири сочли за благо сдаться. Инка поступил разумно, приняв их без каких-либо условий, и после того, как он приказал сделать им строгий упрек за то, что они не проявили должного уважения к сыну Солнца, он простил их и приказал, чтобы с ними хорошо обращались, не принимая во внимание упрямство, проявленное ими. Совершив это, он направился в Куско, где был встре-чен с великим праздником и ликованием.

Завоевание Хатун Кольа
По прошествии нескольких лет Инка Льоке Йупанки вновь приступил к завоеванию и покорению индейцев. Он приказал снарядить восемь или девять тысяч воинов и вышел из округа Кольасуйу к кре-пости, именуемой Пукара. Оттуда он направил своих посланцев в Паукар Кольа и в Хатун Кольа с обычным требованием. Кольа вняли его уговору, собрав самых главных вождей в Хатун Кольа, что означает Великий Кольа, и отве-тили инке, что готовы стать его вассалами и поклоняться Солнцу, после чего встретили Инку с великим праздником и торжеством, чтобы показать свои намерения. В дальнейшие времена не только Льоке Йупанки, но и его потомки, оказывали множество благосклонностей и чести этим народам, особенно Хатун Кольа, за это проявление любви и благих намерений.
По сообщениям Гарсиласо, к кольа относились многие племена, которые гордились своим происхождением от различных объектов. Одни говорили, что их первородители вышли из озера Титикака, которое считали своей матерью и которому поклонялись до инков. Другие гордились, что вышли из большого источника, из которого, как утверждали они, вышел их первый прародитель. Другие славились тем, что их предки вышли из пещер и расщелин в огромных скалах, и те места считались священ-ными и в нужное время посещались для жертвоприношений. Еще одни племена считали, что первый из них вышел из реки, и проявляли к ней такое великое почтение и преклонение, что полагали святотатством убивать рыб из этой реки, ибо называли их своими братьями. И лишь в отношении одного божества, которому все они одинаково покло-нялись, у кольа было согласие - им была белая лама. Они говорили, что первая лама, которая находилась в высоком мире (так назывался верхний небесный мир), позаботилась о них больше, чем об остальных народах, и что любила она их больше, отчего и произ-вела и оставила на земле кольа больше своего потомства, чем в любой другой части земли.
После установления порядка в правлении обретенными землями Инка вновь вернулся в Куско, где, разумеется, был встречен великим праздником и ликованием. Задержавшись в Куско на несколько лет, он решил продолжить свои завоевания и вы-шел с десятью тысячами воинов и отборными капитанами. Дойдя до границ с Чукуиту, знаменитой провинции с большим количеством населения, которую впоследствии во время раздела испанцами тех земель из-за ее значимости отдали непосредственно испанскому императору, Инка направил ее жителям свои обычные требования. Люди Чукуиту, хотя они были сильным народом, не пожелали оказать сопротивление инке и предпочли от-ветить, что покоряются ему добровольно. Видя успех, которого он добился в своем завоевании, он послал те же самые требования остальным соседним селениям вплоть до вод великого озера Титикака, и они все - самыми главными из них были Ильави, Чульи, Пумата, Сипита - по примеру Хатун Колья и Чукуиту прямо покорились инке.
Затем Льоке Йупанки распрощался со своей армией, отправив с четырьмя мастерами боя десять тысяч воинов в восточном направлении от места, где он находился, в провинцию, на-зываемую Хурин Пакаса, которую через три года его воины и покорили. Пока же продолжалось данное завоевание, Инка был занят посещением своего королевства, стремясь расширять обрабатываемые земли, строя новые оросительные каналы, здания, хранилища, мосты и дороги, для обеспечения лучшего сообщения между провинциями.
За время своего правления Льоке Йупанки достаточно рас-ширил свою империю, завоевав с севера на юг более сорока лиг земель, а с запада на восток - более двадцати, вплоть до подножия горной цепи и снежной Кордильеры. Почувствовав приближение смерти, он позвал своих сыновей и среди них наследного принца, и вместо завещания поручил им заботу о вассалах, хранение законов и указов, которые его предки по приказу своего бога и отца Солнца оставили им. Он оставил от налож-ниц много сыновей и дочерей, хотя от своей законной жены, которую звали Мама Кава, кроме наследного принца Майта Капака, он не оста-вил иного ребенка мальчика.
© Вотяков А., Терянова А., Шулимов Р. (ПИ-401(2008-09 уч.гг.))